Последние несколько лет в Украине активно говорят о необходимости создания «умных городов». В 2014 году анонсировал внедрение больших данных в систему управления Львов, в 2015 эту идею стали развивать в Киеве. Однако на деле ни одна комплексная концепция
Последние несколько лет в Украине активно говорят о необходимости создания «умных городов». В 2014 году анонсировал внедрение больших данных в систему управления Львов, в 2015 эту идею стали развивать в Киеве. Однако на деле ни одна комплексная концепция «умного города» так и не была реализована, и для многих городов она остается несбыточной мечтой. А жаль.

Применение I Т в системе управления городом позволяет снизить затраты на эксплуатацию городской инфраструктуры и существенно повысить комфортность жизни людей. И если на уровне страны в целом внедрить эту системы пока довольно трудно, то для небольших городов, а также областных центров она вполне осуществима.

В мире на разных стадиях реализации находится сегодня около 400 «умных городов». Это мировой тренд. И поэтому Украине, при наличии политической воли, легко можно перенять успешный опыт других стран. На мой взгляд, для «интеллектуализации» Украине стоило бы обратить внимание, в первую очередь, на опыт Эстонии.

В Таллине еще 10 лет назад через мобильный телефон можно было купить билет на автобус и заплатить за обед в ресторане. Длительные посещения государственных органов также остались в далеком прошлом. Граждане могут через сеть Интернет получить свидетельство о рождении или оформить запрос на государственную помощь родителям. Кроме того, Эстония первая в мире организовала выбор парламента через Интернет и также первая провела электронную перепись населения. Сегодня здесь 95% налоговых деклараций заполняются и отправляются через электронные госуслуги. С помощью одной карты эстонцы могут управлять своими налогами, медицинскими записями, банковскими и финансовыми делами.

I Т используют даже в ЖКХ. Так называемые «умные» счетчики сами снимают показатели расходов электроэнергии и отсылают в энергокомпанию. При желании, пользователь может включить услугу автоматического списания суммы за использование электроэнергии в банке, клиентом которого он является.

Для Украины на данном этапе все это, конечно, звучит фантастически. Но на самом деле для Эстонии важным шагом для внедрения больших данных в систему управления городом и страной в целом стало простое решение правительства – ежегодно выделять 1% бюджета на построение информационного общества. Сумма не такая большая, но она дала свои результаты. К тому же, ставка была сделана на внедрение технологических разработок местных, а не зарубежных I Т-компаний, что существенно снизило затраты. Был предпринят ряд мер для подготовки населения к работе с «цифровыми» данными: компьютеризация всех школ, обучение компьютерной грамотности стало обязательным для всего населения – от детей до стариков, как в городах, так и в отдаленных поселках.

Для стимулирования интеграции бизнеса в государственную стратегию «цифрового города» была создана инициатива государственно-частного партнерства, в рамках которой действует семь технологических центров, куда бизнес может обращаться за технологическими разработками. Кроме того, существуют гранты для совместной работы компаний и университетов, «инновационные подарочные карты», когда гражданин или небольшая компания имеет возможность получить 5000 евро на работу с учёными над конкретным проектом. Создан Общественный фонд развития, который выделяет венчурный капитал стартапам и проводит мероприятия, стимулирующие развитие применения больших данных: тренинги, нетворкинг, семинары.

Основной проблемой, из-за которой в Украине тормозится внедрение системы «умных городов» является отсутствие государственной поддержки и национальной стратегии инновационного развития страны. Политические решения об «интеллектуализации» принимаются «лоскутным образом» – где порвалось, там и чинят – либо для предвыборного пиара. Поэтому эффективность их значительно ниже, чем могла бы быть. Начать реализацию «умных городов» можно было бы с локальных экспериментов — в небольших областных центрах.

Вторая проблема – необходимость государственно-частного партнерства, которая сегодня может быть реализована с большим трудом. Проблема в том, что для такого сотрудничества необходимо доверие бизнеса украинской власти. А его нет. Потому что невозможно доверять власти, которая только делит портфели и толкает страну в экономическую пропасть вместо того, чтобы проводить обещанные реформы и вывести Украину из тупика. И пока эта политическая конфигурация не изменится, любые инициативы в области «интеллектуализации» будут для Украины несбыточной мечтой.