В мире существует простая и логичная практика: если государство хочет увеличить ВВП, ставит приоритетом развитие экономики и определенных отраслей в частности, оно создает для них соответствующие условия – налоговые льготы, законодательство – стимулирующие
В мире существует простая и логичная практика: если государство хочет увеличить ВВП, ставит приоритетом развитие экономики и определенных отраслей в частности, оно создает для них соответствующие условия – налоговые льготы, законодательство – стимулирующие такое развитие. Это главный инструмент для роста высокотехнологических производств во всем мире. К сожалению, в Украине это происходит не так. Да, Министр финансов пообещала IТ-отрасли всестороннюю поддержку, а Президент заявил о том, что IТ, наравне с АПК – приоритетная отрасль экономики. Но нужно переходить от слов к делу.

На мой взгляд, мнения о том, что налоговые стимулы создают для IТ-отрасли слишком тепличные условия, как минимум, слишком упрощены. Как известно, появление одного нового рабочего места в IТ стимулирует создание трех-четырех дополнительных рабочих мест в других отраслях экономики, поскольку внедрение высоких технологий в иные отрасли способствует росту продуктивности производства при сокращении затрат. При активном развитии IТ-индустрии к ней автоматически подтягивается наука, увеличивается число инноваций. И поэтому именно информационные технологии являются в современном мире катализаторами социально-экономического развития стран. Не декларируемыми, а реальными. Но только не в Украине, где заявив о поддержке той или иной отрасли, власть любит пускать все на самотек.

Между тем, в соседней Беларуси, не самой технологичной, по моему мнению, стране, IT-индустрия каждый год растет приблизительно в 2 раза. К примеру, в 2005 году весь IТ-экспорт Беларуси составлял всего $16 млн., а в прошлом – уже порядка $800-850 млн. выручки. И именно налоговые преференции, по словам участников этого рынка, стали важным фактором роста отрасли.

Другой пример – Ирландия. Компании Google, LinkedIn, Facebook далеко не случайно размещают здесь свои штаб-квартиры. Эта страна создала максимально благоприятные условия для IТ-бизнеса с точки зрения налоговой системы. Ставка налога на прибыль – одна из самых низких в ЕС – 12,5%, предоставляется право на налоговый кредит в размере 25% для целевых расходов и на возведение или реконструкцию объектов, используемых при проведении R&D.

При этом страны, которые видят стратегическую роль IТ для экономики страны, часто создают условия, при которых работы в области высоких технологий и новых разработок осуществляются, в основном, на их территории. В Китае, например, для получения льгот достаточно проводить 60% исследовательской деятельности внутри страны. В Словакии стимулируется создание рабочих мест в регионах и развитие IТ через предоставление налоговых кредитов технологическим центрам, которые зарегистрированы за пределами Братиславы.

Если думать только о дне сегодняшнем, то безусловно, наличие налоговых льгот лишает и без того дефицитный бюджет определенной части поступлений. Однако в долгосрочной перспективе выгоды от введения преференций очевидны. Это развитие экономики, дополнительные налоговые доходы, создание рабочих мест. Кроме того, это способствует повышению конкурентоспособности украинских компаний, работающих в нашей стране, а также увеличит инвестпривлекательность для тех международных компаний, которые рассматривают возможность вложения своих инвестиций в украинский IT-рынок.

Можно льготы не предоставлять, как, скажем, в США. Но тогда украинская власть должна обеспечить уже сейчас такие же условия жизни и развития бизнеса, как и на американском континенте: достойная судебная система, нормальная работа силовых органов, защита права собственности вместо правового беспредела, свобода слова, благоприятные возможности для развития и так далее. А она этого сделать не может. И пока власть будет продолжать пиариться на мнимых реформах, мы потеряем шанс на развитие одной из немногих отраслей, имеющих по-настоящему прорывной потенциал. Нация останется у разбитого корыта.